Лодки серии «Крым» пригодны к эксплуатации не только в озерах, водохранилищах, реках, но и в прибрежной морской зоне при высоте волн не более 75 см и удалении от берега не далее 3 километров. Эта известная разработка конструкторского бюро «Нептун» и сегодня занимает не последнее место среди подобной продукции.
Немного истории
Моторная лодка «Крым» впервые была выпущена в 1970 году на судостроительном заводе «Кама» в городе Пермь. Благодаря своим уникальным техническим характеристикам эта модель моментально завоевала популярность в среде туристов и рыбаков. Несколько позже — в 1980 году первоначальная модель была усовершенствована. «Крым М» отличается от предыдущего варианта более прочным корпусом и кое-какими дополнительными удобствами. Примерно в то же время был создан спортивный вариант лодки — «Крым 3».
Галерея: лодки серии Крым (25 фото)
Конструкция лодок «Крым»
Среди маломерных плавсредств различают 3 модификации катеров «Крым»:
- базовая — первая модель;
- модернизированная;
- спортивная.
Заводские технические характеристики
«Крым» (базовая) | «Крым М» (модернизированная) | «Крым 3» (спортивная) | |
длина (мм) | 4300 | 4300 | 4700 |
ширина (мм) | 1600 | 1600 | 1800 |
высота борта на миделе (мм) | 650 | 650 | 800 |
угол килеватости днища на миделе (градус) | 15 | ||
угол килеватости днища на транце (градус) | 4,5 | 4,5 | 7 |
масса с оборудованием и снаряжением (кг) | 190 | 195 | 245 |
вмещает пассажиров (человек) | 5 | 5 | 5 |
грузоподъемность (кг) | 400 | 400 | 500 |
допустимая мощность ПМ л.с. | 30 | 30 | 60 |
скорость с полной нагрузкой с двумя моторами «Вихрь-М» (км/ч) | 39 | ||
скорость под мотором «Вихрь» (20 л.с.) с полной нагрузкой максимальная (км/ч) | 36 | 36 | |
скорость под мотором «Вихрь-30» (30 л.с.) с полной нагрузкой (км/ч) | 36 | 36 | |
металл корпуса | АМг5М | АМг5М | АМг5М |
технология соединения | сварка | сварка | сварка |
толщина обшивки бортов и палубы / днища (мм) | 1,5 / 2 | 1,5 / 2 | 1,5 / 2 |
У всех трех моделей одинаковая заводская комплектация, в нее входит:
разборные весла с уключинами – 2 шт.;
- черпак для воды;
- съемный тент;
- пульт дистанционного управления функциями мотора;
- запасной пенопластовый блок.
Стоит отметить, что у лодки «Крым 3» усовершенствован съемный тент: он застегивается на «молнии» и в нем предусмотрены смотровые окна. Также спортивная модель снабжена тахометром и спидометром.
Корпус
Корпус конструировался с применением штамповки листовых деталей. Набор корпуса первой модели катера выполнен по смешанной системе: с продольными стрингерами и шпангоутами. В модернизациях «Крым М» и «Крым 3» днище подкреплено штампованными шпангоутами П-образного профиля. Корпус катера изготовлен из сплава магния с алюминием. Этот материал долговечен и не подвержен коррозии, поэтому такое плавсредство можно использовать в морской воде.
Умеренная килеватость вместе с выпукло-килеватыми обводами днища и скуловым брызгоотбойником обеспечивают вполне приличную маневренность.
Катера этой серии снабжены блоками плавучести, сделанными из качественного пенопласта. Размещены блоки под кормовым диваном и в носовой части мотолодки — рядом с форштевнем. Благодаря этому лодка останется на плаву в горизонтальном положении, даже если полностью наполнится водой.
Тент, изготовленный из палаточного материала, можно использовать в таких вариациях: в полуоткрытом виде натягивается только верхняя часть для защиты от солнечных лучей; в дождь, ветер или при некомфортной низкой температуре воздуха к верхней части можно пристегнуть боковины. Лобовое стекло плоское с боковыми щитками, которые обеспечивают защиту кокпита от брызг.
Водонепроницаемая переборка на транце ограждает моторный отсек и препятствует попаданию в кокпит грязной воды. Переборка и транец оборудованы устройствами для слива воды.
Кокпит
Размеры внутреннего пространства для пассажиров и рулевого на мотолодке «Крым» составляют: 2.05 м на 1,3 м. В кокпите мягкие сиденья расположены в два ряда. У двух передних сидений спинки независимые, подушки съемные. При необходимости поработать веслами, спинки можно откинуть вниз — в таком положении они не будут мешать. Сплошная спинка кормового дивана откидывается, тем самым открывая доступ в багажник.
Все сиденья просто и легко снимаются. При необходимости в кокпите можно устроить вполне комфортный ночлег для троих человек.
В форпике имеется небольшое багажное отделение, а над ним рундук с крышкой.
Отличия лодки «Крым М» от мотолодки «Крым»
В ходе эксплуатации первой модели катера «Крым» выявились кое-какие несовершенства. В результате доработки появилась модернизированная мотолодка «Крым М», отличающаяся более прочным корпусом и дополнительными удобствами для экипажа. В частности, все 5 сидений имеют съемные мягкие подушки, что облегчает их чистку и сушку. Борта мотолодки оборудованы полочками для размещения багажа.
Спортивная модель отличается от двух предыдущих большими размерами, соответственно, большей вместимостью и комфортностью. Внутреннее пространство очень удобно спланировано, в рундуках места для размещения багажа более чем достаточно. Мореходные качества этой модели также существенно лучше: острые выпукло-килеватые носовые обводы обеспечивают возможность судну достаточно мягко идти навстречу волне на средней скорости.
У любого транспортного средства имеются как достоинства, так и недостатки. Водный транспорт исключением не является.
Достоинства
- Антикоррозийный материал корпуса.
- Непотопляемость.
- Умеренная килеватость, благодаря чему, даже при максимальной загруженности моторная лодка «Крым» легко выходит на глиссирование.
- При попутных и диагональных волнах «Крым» устойчив по курсу, в волну не зарывается и не зарыскивает.
- Широкий транец приспособлен к установке 2 моторов.
Недостатки
- Сплав АМг5М, из которого сделан корпус, довольно мягкий. За годы эксплуатации судна в результате ударов о воду днище становится волнистым, из-за чего ухудшаются скоростные качества катера.
- Лодки, выпущенные до 90-х годов, имеют хрупкую носовую часть.
- Не очень хорошая мореходность: при волне выше 75 см скорость лодки падает и при резком повороте есть опасность перевернуться.
Вывод
В сравнении с подобными маломерными судами других марок, лодка «Крым» характеристиками отличается наиболее привлекательными. Имеющиеся недостатки зависят, большей частью, от условий эксплуатации. Но в целом моторные лодки этой серии достаточно надежны и комфортны. Для небольших путешествий или рыбалки трудно найти лучший вариант.